Форум » Наше наследие » Влияние толпы » Ответить

Влияние толпы

Елена: Быть со всеми – не быть толпой Зная закономерности поведения толпы можно не только ее регулировать, но и управлять. Тихая спокойная музыка в концертном зале, праздничный марш на демонстрации. Спокойные, воодушевленные лица. И вдруг раздается крик "Пожар" или еще того хуже слышится выстрел. В один миг группа людей превращается в толпу. Как точно сказал Густав Лебон в толпе "человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации" и становится доступен для элементарных манипуляций с ним. Сложно, практически невозможно противостоять толпе. Быть в толпе, но ею не являться. Наверняка вам приходилось хотя бы раз в своей жизни войти в комнату в тот самый момент, когда там уже был рассказан анекдот и все громко смеются. Вы не услышали шутку, однако общее веселье вас захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного эмоционального заражения, который ученые называют циркулярной реакцией. По мнению психолога, профессора специалиста по психологии стихийного массового поведения Акопа Назаретяна, именно такая реакция и слухи и является причиной перерождения группы людей в толпу. Конечно, циркулировать может не только веселье, но и, например, скука, а также более отрицательные эмоции, такие как страх, ярость. При этом надо учитывать, что такое распространение эмоций стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личностного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует "как все". Происходит, по мнению Акопа Назаретяна, эволюционная регрессия: актуализуются низшие, исторически более примитивные пласты психики. "Сознательная личность исчезает, - писал по этому поводу Густав Лебон, - причем чувства всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимает одно и то же направление". Поэтому "в толпе может происходить только накопление глупости, а не ума". Существуют разные типы толпы - толпа, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие или наоборот, по какому то поводу, например боксерский или футбольный матч, митинг или рок концерт. Различают толпу агрессивную, паническую или стяжательную. Впрочем, как мы часто видим, одна толпа может легко переродится в другую, что порой приводит к большим неприятностям. Например, толпа футбольных болельщиков может превратится в паническую, когда тысячи людей одновременно устремляются к единственному выходу, как это случилось в 1982 году в "Лужниках", когда погибли десятки людей. Но неправильно было бы думать, что толпа в своей массе однородна. Вспоминая погром, устроенный в центре Москвы после трансляции футбольного матча, можно было бы отметить, что непосредственными дебоширами была сравнительно небольшая часть людей, составлявших толпу. Другие их активно поддерживали, а на самой периферии толпы были просто зеваки. В плотном ядре толпы обычно аккумулируется максимальный эмоциональный накал, тогда как ближе к разреженной периферии он уменьшается. Но именно эта периферийная масса, на взгляд психологов и придает ядру толпы силу мотивации, дополненную ощущением анонимности и безнаказанности. Но агрессивная толпа очень просто может переродится в паническую. Стоит только раздастся пронзительному женскому крику, как тут же возникает паника. Именно женщины и дети чаще всего приводят к началу паники поскольку обладают минимальным порогом возбудимости, а их крики раздаются на высокой частоте и в стрессовой ситуации оказывают разрушительное влияние на психику. Впрочем, звук можно использовать и для того, чтобы погасить панику. Акоп Назаретян вспоминает случай из жизни предвоенной Европы. В 1938 году на трибунах парижского национального велодрома по окончании соревнования возник небольшой пожар. Сотрудникам удалось быстро локализовать огонь, но уже десять тысяч зрителей с чрезмерной энергичностью двинулись к единственному выходу. Ситуация грозила стать смертельно опасной. По счастливой случайности в толпе оказались двое психологов, которые смогли вовремя сориентироваться и принялись громко скандировать: "Ne-pousse-pas!" (Не-пус-па - Не-тол-кай). Ритм подхватили окружающие, он волной прошел по толпе. Через несколько минут тысячи людей дружно скандировали эту фразу; толпа превратилась в экспрессивную, страх и суета сменились общим задором и все благополучно покинули трибуны. Еще более остроумное решение принял наполеоновский маршал М. Ней. Когда его войска в панике побежали с поля боя, он послал адъютантов передать приказ, что солдаты должны пробежать без остановки ровно 10 километров. По получении такого приказа войска пробежали еще примерно 3 километра, затем остановились, пришли в себя и восстановили состояние боеспособности. Но если фактором противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна, то для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы. Ведь можно не доводить дело до трагических последствий и обезопасить и толпу и окружающих от ненужных жертв. На взгляд Акопа Назаретяна, который с начала 70-х годов занимается прикладной политической психологией и работал по профессии в России, в Латинской Америке, в Европе и на Ближнем Востоке, толпой можно управлять как изнутри, так извне. Он приводит пример из нашей недавней истории, когда в августе 1991 года на площади Дзержинского сосредоточились тысячи людей, среди которых усиливались призывы к штурму мрачного и ненавистного здания КГБ. Если бы такие призывы воплотились в действие, следовало ожидать очень тяжелых последствий и человеческих жертв. В решающий момент определенным субъектам в толпе удалось переориентировать внимание людей с охраняемого здания на памятник Дзержинскому. При этом были использованы не только неприязнь людей к персонажу, но также давний слух о том, что памятник отлит из чистого золота, выкрашенного сверху густой черной краской. Толпа, в предвкушении грандиозного события, уже забыла о штурме и занялась памятником. Но, конечно, более разнообразны приемы воздействия на толпу извне. Самый известные из них - переключение внимания периферии толпы на другой объект. Это может быть небольшая автомобильная авария, футбольный репортаж, выступление популярных артистов. Еще один комплекс приемов воздействия на действующую толпу связан с использованием ритма. Считается, что после того, как толпа "поймалась на ритм", ее можно удерживать в таком состоянии сколь угодно долго: пока музыка продолжается, люди, попавшие под ее влияние, не способны по собственной воле избавиться от наваждения (отсюда, вероятно, народные сказки про волшебную гармонь и волшебную флейту). Уже с 60-х годов американские посольства во многих странах "Третьего мира" имели "на вооружении" мощные динамики и музыкальные записи в стиле рока твиста или шейка. Это средство используется в тех случаях, когда проходящая около посольства антиамериканская демонстрация превращается в агрессивную толпу и необходима быстрая ритмическая музыка для ее успокоения. Поэтому, имея в арсенале знания о поведении толпы вполне можно ею манипулировать для своих целей. Но на то важно, однажды оказавшись в ней, безболезненно оттуда выбраться. По мнению Акопа Назаретяна есть три золотых и простых правила, которые должен помнишь каждый из, сталкиваясь с толпой: не надо лезть в толпу просто из-за интереса, стоит держаться от нее подальше. Второе - даже если попал в толпу, сразу же необходимо думать, как будешь из нее выбираться и намечать путь для отступления. И третье - даже если оказался в толпе и не смог выбраться из нее - представь, что находишься на работе. Это поможет не потерять голову, не поддаться общим эмоциям и не опустится на несколько ступеней по лестнице цивилизации.

Ответов - 1

08_katrin@mail.ru: В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. Человека в толпе характеризуют следующие черты: Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности. Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе. Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе. Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы. Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности. Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе — здесь понятия о невозможности не существует. Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов. Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида. Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении — в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же — это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности. Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.



полная версия страницы