Форум » Наше наследие » Роль культуры в воспитании детей » Ответить

Роль культуры в воспитании детей

Елена: Олег Верещагин Возвращайтесь, «неуловимые»! Правительство всерьёз озаботилось падением культуры и нравственности среди молодёжи. Оказывается, корни экстремизма, преступности, наркомании и вообще всего на свете злого и нехорошего угнездились именно в этом самом бескультурье. Кто бы мог подумать. Долгие годы понадобились государственным мужам, чтобы придти к этому выводу, но вот, однако — пришли всё ж таки! Я возбуждённо запрыгал у телевизора, тоже поражённый глубиной прозрения власти. Потом побежал писать статью (или, как говорит один мой нехороший знакомый – «изливать яд»). [more]О культуре, нравственности и их воспитании. Спору нет — массовое бескультурье порождает массовые проблемы (хотя — замечу ради справедливости: бывает так, что глубокое знакомство с культурой как раз и делает человека неугодным власти). Только вот нынешняя ситуация мне напоминает ситуацию начала ХIХ века: барин в шарабане зажимает кружевным платочком нос и говорит про своих мужиков: «Ах боже мой, какие они все вонючие!» Батенька, а что вы-то сделали, чтобы они вонючими не были? Вы хоть копейку от своих доходов (с мужиков выколоченных) на их образование, воспитание, лечение потратили? Нет, вы эти деньги в Париже прокутили. Так чего же жаловаться, что мужики, при первой же возможности, барина вместе с его особняком спалили? [/more] Откуда оно — так поразившее власть бескультурье в русском народе, а главное — в наших детях? Я вам открою секрет. Да от власти же и пошло. Ленин, кажется, говорил, что кино является для нас важнейшим из всех искусств. По силе воздействия на мозги (особенно — на детские мозги!) с кино сейчас ничто не сравнится. При помощи этого орудия можно формировать коллективный характер нации, как сформировали его американцы — до такой степени, что утратили чувство реальности вообще и считают происходящее на экране более реальным, чем творящееся за окном. [more]Но у нас про Ленина забыли. Я могу вспомнить только несколько фильмов, снятых в последние десять лет и посвящённые детям. Ну, какие? Сериал «О.Б.Ж.». Что бы не говорили высоколобые — хороший сериал. Весёлый и интересный, даже правдивый. Но это именно рассказ о жизни одноклассников — ни к чему не обязывающий и никуда не зовущий. Вроде песни первобытного человека — что вижу, о том пою. Ещё один сериал — «Искатели», замешанный на рассказах Юрия Сотника. Тоже вовсе неплохой, даже с претензиями на историческую значимость. Но и это — просто приключения. «Чтоб интересно было». Полнометражный фильм (не сериал!!!) «Вовочка», где Гуськов и Шевчук играют — симпатичный фильм о становлении личности, но слегка комедийный... И остаются сериал «Полосатое лето» (совершенно неожиданный в современной ЭрЭф — поклон Фонду Ролана Быкова за действительно патриотичный, динамичный и гражданственный фильм!) и неуслышанный и неувиденный, хотя и очень нужный по задумке полнометражный «Повелитель луж». Заглянул я на его сайт в Интернете — какие-то 12-14-летние птючки с мозгами воробьёв ахают, какие у исполнителей главных ролей «глазки» и «улыбки». И — усё. Больше они ничего не поняли, да и не собирались понимать. Есть полдюжины мелких детских сериальчиков разной степени пригодности к просмотру и художественной ценности. Правда — есть и такие ленты, как «Итальянец» и «Спартак и Калашников». И спасибо их создателям за такую хлёсткую оплеуху по кое-чьей наглой сытой морде. Но это — не «детям». Это — «о детях», и о детях страшно. Это из другой песни... Не маловато ли для России? [/more] Если я сейчас начну перечислять, сколько детских фильмов было снято в СССР — я пропал. Все я не вспомню никогда. А какие вспомню — те займут половину статьи одними названиями. Как я жалею, что в 80-х у меня не было видеомагнитофона!!! Я бы мог сейчас снова и снова смотреть — и показывать ребятам!!! — «Завтрак на траве», «Дорогие мои мальчишки», «Школа», «Я — Хортица!», «Попутного ветра, “Синяя птица”!», «Пассажир с “Экватора”», «Юнга со шхуны “Колумб”», «Акваланги на дне», «Отроки во Вселенной», «Большое космическое путешествие», «Сомбреро», «Колыбельная для брата», «За всё хорошее — смерть!», «Полёт в страну чудовищ», «Огни на реке»... Вот сейчас силюсь, но не могу вспомнить названий нескольких десятков фильмов, которые шли во второй половине 80-х — была по пятницам какая-то специальная рубрика по второму каналу. Кое-какие у меня всё-таки есть. А другие иногда показывают и сейчас. Но у большинства, я подозреваю, судьба ленты «Через тернии к звёздам», последнюю копию которой буквально чудом удалось спасти с помойки, куда её выкинули (Не специально ли? Уж больно жалко выглядит современный «детский досуг» в сравнении с тем, что могут увидеть нынешние ребята на этих лентах, если их начать показывать!). По мнению тех же западных специалистов, детское кино СССР было лучшим в мире. И ничего удивительного. Такое кино — вещь принципиально убыточная, в мире, где всё меряют на деньги, им не занимаются. Или занимаются по всё тому же заказу — в основном, заказу пропагандистскому. [more]Между тем, Запад своих детишек вниманием не оставляет. И тут не только откровенная мерзость типа «Грома в штанах» (ну, с головой не у всех в порядке, а извращенцы бывают самые разные!). Тут и то, что у нас в конце 80-х презрительно называли «пропагандой» и уверяли, что Голливуд этим-де не занимается, потому что это «не приносит прибыли». Во-первых, — прикажут и будет заниматься, как миленький. А, во-вторых, — это, как снять, милые вы мои и пушистые наивнячки. Видели фильмец «Патриот» с Мэлом Гибсоном, где 12-летний мальчишка азартно «кончает» из ружья полдюжины захватчиков-англичан, а вечером, лёжа в постели, признаётся отцу (который и подтолкнул его на убийство!): «Мне это понравилось, папа» (Да в позднем СССР критики оплевали бы режиссёра с головы до ног и утопили бы в презрении!). Думаете — один такой пример? Н-ну-ну... ...Буквально на днях мальчишки принесли в школу несколько дисков — они ими активно меняются. Я ради интереса забрал для просмотра два, привлёкшие моё внимание, во-первых, тем, что это были «наши» фильмы, русские, а, во-вторых, — напечатанными на коробках фотографиями одного юного актёра, снимавшегося в том же «Повелителе луж». Первый фильм назывался «Кадеты», снят он на деньги Сергея Жигунова. Я был приятно поражён. Постаревший «гардемарин» не подкачал. Он снял кино, сделавшее честь и советскому периоду — о кадетах воздушно-десантного корпуса, о русских мальчишках, которые в исковерканной стране продолжают верить в Долг и Отечество. В приподнятом настроении я исследовал коробку подробнее — и обнаружил, что фильм был снят в 2004 году. За все эти два года я не видел ни его, ни хотя бы его рекламы ни на одном телеканале. Проще говоря, до зрителя фильм не дошёл. Зато активно рекламировался на РТР второй взятый мной фильм — «Сволочи». И, как я узнал, показывался во многих кинотеатрах. Его снимал не Жигунов, а ФАКК (о словечко!!!) — Федеральное Агентство Кино и Культуры им. Швыдкова. Чудовищный фильм-ложь о... насильно навербованных НКВД среди беспризорных и брошенных на гибельное задание в немецкий тыл маленьких диверсантах. Я не буду разбирать этот фильм с точки зрения военного дела, хотя он не выдерживает в этом отношении никакой критики по своему слабоумию. За меня это на полусотне Интернет-сайтов сделали честные и осведомлённые люди — я и сам руку приложил, чего повторяться? Я хочу сказать о другом. Хочу обратиться к тем, кто этот фильм снимал: его название вас характеризует, как нельзя лучше. Хочу также обратиться к группе юных актёров, там игравших (хотя они вряд ли читают газеты — вряд ли они вообще что-то читают): вы — малолетнее дурачьё, помочившееся на могилы своих прадедов. Достойные воспитанники ФАККа и — кстати! — товарища Геббельса, если знаете, кто это такой. К вопросу об ужасающем бескультурье — есть вещи и пострашнее, чем экстремизм. Например, заманивание детей в ловушки вот такой подачи истории Отечества... Правда — этот фильм, к счастью, по центральным телеканалам тоже не показали. Наверное, побоялись реакции ещё живущих (вот досада) сыновей полков и юных партизан — как бы они молодость не вспомнили, ведь ОМОНом не отмашешься... Но не только художественное кино у нас происходит от слова «худо». С экранов телевизоров совершенно исчезли детские передачи (при Ельцине их было больше, честное слово!) — спортивные игры, конкурсы, познавательные программы просто вытеснены «Фабрикой» и «Домом» в разных исполнениях и под разными названиями, не меняющими дебильноватой сути показываемого. Один мой ученик — шестиклассник!!! — спросил меня: «Олег Николаевич, а знаете, как проще всего стать зомби? Смотреть круглыми днями “ДОМ-2”». Устами младенца... Он тоже, небось, экстремист? Стихийный... Хотя, сами по себе дети около телевизора проводят уймищу времени. И смотрят зачастую всё подряд. Я твёрдо убеждён в том, что виновником 90% преступлений, совершаемых детьми и подростками, является телевидение. Оно открыто рекламирует пошлость, безвкусицу, культ жестокости, подлости, предательства, разврат и пренебрежение к человеческой жизни — всё то худшее, что есть в людях. Делается это исключительно с целью подъёма рейтингов, так как на подобных материалах очень легко увеличить аудиторию — часто именно за счёт молодёжи, впитывающей своими незрелыми мозгами всю эту мерзость, как губкой. При этом, настоящим фарисейством выглядят передачи, где льются крокодиловы слёзы о судьбе несовершеннолетних правонарушителей, так как именно телевидение выступает настоящим наставником малолетних убийц, грабителей, проституток и мошенников, буквально вкладывая им в головы уже готовые планы преступлений, подаваемые наглядно и ярко. Окружающий мир вообще дезориентирует подростков. Почему ты должен, например, уважать того, кто на работе твердит одно, а делает другое? Как его можно уважать?! А тебе одновременно твердят: надо быть честным — не смей некрасиво говорить о взрослых. Даже когда продают твоего ровесника за тридцать тысяч рублей, как это было в Екатеринбурге, ты не имеешь права осуждать — не дорос. Нет, не все взрослые такие. Наверное, даже не большинство. Но главными чаще всего становятся именно такие. И когда ты, окончательно сбитый с толку подлостями, глупостями и противоречиями окружающего мира, сам совершаешь глупость или подлость... или даже преступление — все хором возмущаются, какой ты плохой. И никто не хочет выслушать. Хотя бы просто выслушать, что уж — поверить и понять, что твоя-то вина тут только в том, что ты запутался. А точнее — тебя запутали. Газетами, журналами, теликом — а потом возмущаются и ужасаются, какой ты жестокий, как плохо воспитали тебя семья и школа. А семье и школе не до тебя — они деньги зарабатывают. Чего проще: прекратить травить тебя, подростка, пивной рекламой, дурацкой музыкой — и всё будет нормально. Но на чём тогда деньги зарабатывать? Вот и оказываешься ты крайним, без вины виноватым за то, что от тебя и не зависело. Здесь я привёл отрывок из одного школьного сочинения мальчишки-десятиклассника (не из глупых), которое мне как-то недавно довелось прочитать. Не будь телевидения в его нынешнем виде — количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними, я уверен, скачком сократилось бы минимум вдвое. Но в современном мире получать отраву — неотъемлемое право каждого человека. Кто против этого — ксенофоб, тоталитарист и фашист. Ниже я привожу отрывок из книги С. Валянского и Д. Калюжного «Армагеддон завтра». Отрывок большой, но я приведу его целиком, уж извините, а лучше — почитайте. «Если взглянуть на многих звёзд эстрады взглядом психиатра, если проанализировать сюжеты фильмов, романов и рекламы, обнаружишь весь спектр психических отклонений, известных науке. Прежде всего, людей явно приучают к тому, что половые извращения — это норма. А ведь на деле они (может, не все это знают?) идут по разряду психопатологии. Никакая новостная телепередача не пропустит возможности показать праздник извращенцев... Целые поколения вырастали, не зная даже, что «такое» бывает (вот уж воистину — правда святая! — прим. автора статьи)... Телепрограммы типа «За стеклом» или «Дом», кроме прочего, провоцируют такое психосексуальное расстройство, как вуайеризм (это когда получают... удовольствие от подглядывания...). В СМИ подогреваются монстрофилия (патологическая любовь к уродству) и педофилия (ещё недавно приходилось объяснять, что это такое; теперь все знают). От художника требовалось умение рисовать. Теперь это ни к чему. Кому нужны пейзажи, натюрморты, портреты?.. И вот художник Кулик посадил себя голого на цепь, изображая собаку; снискал рукоплескания цивилизованного мира... Писатель Сорокин прославился, описывая копрофагию (поедание экскрементов) и антропофагию (поедание людей). Его тоже оценили: в некоторых российских школах роман Сорокина... включили в список рекомендованной литературы... [/more] ...некоторые стили музыки, при исполнении которых певец или певица задирают ноги, порывисто сбрасывают с себя одежду, скачут и дёргаются в конвульсиях, пропагандируют тяжелейшее неврологическое заболевание, пляску святого Витта... Искусственное безумие индуцируется залу... Личность подростков, увлечённых подобным «искусством», начинает искажаться. Они становятся повышенно раздражительными, агрессивными, не терпят замечаний... герои (с которыми отождествляет себя ребёнок) только тем и занимаются, что проламывают стены, поджигают дома, взрывают города и убивают всех без разбору. Такой стиль поведения называется гебоидной шизофренией... ...Психиатрам всё чаще и чаще приходится встречать детей, которым нравятся отрицательные персонажи... Дальше дорожка ведёт к сатанизму и детской преступности. Когда американские первоклашки приходят в класс, то... первым делом объясняют им, что самые злейшие их враги — это их собственные родители. И тут же вручают детишкам визитку «школьного адвоката»: если что, бегите, дети, в этот кабинет, и мы им покажем, этим вашим родителям. Сюжеты о том, как прищучивают проклятых родителей, всё в большем количестве попадают на экраны ТВ и у нас. В Волгоградской области первоклассник, по наущению учителей, засудил родную мать, которая заставляла его учить уроки и била за матерщину. ...в России детей приучают не верить взрослым... Распадается связь между людьми... Разрушается нормальная психика... А чего стоит закадровый смех в «юмористических» сериалах? Смеяться там не над чем, но зрителя приучают, что глупости стесняться не надо. Просто и без затей воспитывают дебилов. А вот телевизионная реклама. Здоровые мужики смачно облизывают губы, сладострастно вздыхают, пускают слюни и закатывают глаза, почти лишаясь чувств, когда пробуют мятную конфетку или картофельные чипсы. Такое утрированно-чувственное отношение к еде характерно для душевнобольных, характеризуемых, как шизоидные инфантилы... Иногда клинический диагноз поставить нелегко. Например, в телерекламе вся семья, собравшись за столом, ворует друг у друга сосиски... Кто эти игруны: олигофрены или клептоманы? Или тут может идти речь о комбинированном дефекте? Вот знаменитая передача для младенцев... «Телепузики». Показывают руку мальчика, держащую кусочек яблока, а голос за кадром говорит, что это виноград. Или: детские пальцы держат кисточку с красной краской... Голос ребёнка за кадром: «Это зелёная краска». [more]Взрослому такие парадоксы могут показаться смешными, но очень хрупкая психика малыша разваливается, усвоение правильной информации блокируется. В журналистике есть специальный термин: «нарезка». Это когда информацию о том, о сём дают по чуть-чуть, и всё в одной куче. Злоупотребление таким приёмом приводит к расщеплению сознания…» Вот такие пироги, как говорится... Многие считают, кстати, что «голубой экран» вообще нельзя поставить на службу воспитанию настоящих людей. Но я с уверенностью отвечу: можно. Достаточно на год наполнить транслируемую музыку смыслом (и при этом вовсе не обязательно «долбить» всех классикой), снять штук тридцать «наших» боевиков, заменить тематику ток-шоу, а вместо риалити-шоу поставить спорт, в новостях давать сюжеты о героях и подвижниках (и не кривиться, убеждая всех, что их-де «нету больше»), прекратить осквернять русский язык, русскую культуру, русскую историю, вернуть познавательные передачи, создать блоки хороших передач для детей и подростков — и результаты будут поразительными. Ведь даже тех же «Сволочей» можно было снять совсем по-другому (в Интернете я встретил великолепный сценарий!). Даже того же «Последнего героя» можно было превратить из репортажа о взаимопоедании в урок дружбы и взаимовыручки. А раз можно, но не делают — значит?!. ...4 ноября я смотрел по каналу «Культура» фильм «Александр Невский». Каково же было моё удивление, когда я не обнаружил... лейтмотива музыкальной аранжировки, великолепной песни «Вставайте, люди русские!»! Стёрлась, наверное... ...Ну, а что же литература? С ней дела обстоят куда как благополучнее — по крайней мере, на первый взгляд (если не считать, что дети практически не читают книг). Можно навскидку назвать полдесятка издательств, с которыми работают десятки авторов, написавшие уже сотни книг для детей и подростков. Однако, давайте посмотрим подробнее. Возьмём детскую книгу. Если это книга патриотическая или освещающая социальные проблемы — с вероятностью 80% можете быть уверены, что это — переиздание книги, написанной в советские времена. Их сейчас переиздают часто и массово, и это хорошо, потому что книги эти написаны талантливо, они увлекательны и умны. Но!.. Я купил переиздание рассказов Сотника — сборник «Вовка Грушин и другие». В детстве я обожал эти рассказы, не разонравились они мне и теперь. Книга хорошо издана, со вполне приемлемыми по нынешним временами рисунками — и всё-таки, почти до середины я не мог понять, что же меня «напрягает»? В тексте не было купюр... и только потом я понял. Сноски. Сноски, где объяснялись вещи, для меня, тридцатилетнего, объяснений не требующие, как не требовали объяснений в тринадцать лет: что такое пионерское звено, кто такой Герой Социалистического Труда и прочее. Меня это рассмешило. А сейчас я просто хочу сказать: это уже не детские книги. Дети и подростки их читают, да! С удовольствием читают! (Те, кто читает — ведь большинство детей и подростков не читают вообще. Им это непривычно, более того — считается в их среде зазорным). Но! Читают скорее, как исторические произведения. О другом мире, который для них — где-то между Куликовым Полем и Первой Чеченской. Это не их социальные проблемы и патриотизм не их страны. Увы. А что же современная литература? Возьму для примера «трёхглавый» суперпроект знаменитого издательства «ЭКСМО», успешно работающий уже больше десяти лет: серии «Чёрный Котёнок» (детский детектив), «Страшилки» (повести-«ужастики») и «Чародеи» (фантастика, фэнтэзи и приключения). Хорошие книги. Действительно хорошие — их тиражи не залёживаются на прилавках и не застаиваются на полках в библиотеках. Я сам эти книги читаю! Но это — не социальная и не патриотическая литература. Это — развлечение. И не более. Исключения есть, конечно. Те случаи, когда в яркую обёртку завёрнута не конфетка, а нечто более серьёзное. Могу назвать Е. Некрасова с его книгами о том, как вместе с человеком растут его отвага, честь и желание сопротивляться разнокалиберным гадостям окружающего мира под лозунгом: «Если не я — то кто же?!» А. Веселова с жуткими повестями, где показано, как наше псевдообщество превращает в моральных уродов мальчишек и девчонок нищих «спальных районов». В. Гусева, в фантасмагорично-весёлых произведениях которого маленькие, но упорные и честные люди вновь и вновь разоблачают все проявления «мирового зла» и с бесстрашным озорством борются со взрослыми «хозяевами жизни», возомнившими себя всесильными. Горьковатого, как ветер в степи в холодное утро, С. Сухинова и его Рыцарей Света в джинсах и ветровках. Да некоторые повести С. Лукьяненко, в конце концов (далеко не все — и уж точно не его изначально «кассовые» «дозоры»!) — печальные, но красивые и завораживающие. Но это очень мало. Да и уровень всё-таки не тот... А где же современные варианты гайдаровской «Школы», крапивинского «Мальчика со шпагой» (о Владиславе Петровиче Крапивине — отдельно бы поговорить; то, что он пишет последние пятнадцать лет, я в основном отношу на счёт нервного расстройства от крушения СССР...), «Дорогих моих мальчишек» Кассиля, ликстановского «Первого имени», сотен других книг?! Не актуально, как мне сказал один человек? Чушь. Жизнь не может не быть актуальной. Нельзя уподобляться маленькому ребёнку, который входит в комнату и, грозно предупредив: «Сейчас темно сделаю!», закрывает ладонями глаза. Совершенно нет книг, посвящённых героическому прошлому Отечества. Не только новых нет, но не переиздаётся и весь тот гигантский массив, с которым я познакомился в детстве, за что до сих пор благодарен маме, никогда не скупившейся на их приобретение, а также библиотекам (в моём родном городе их тогда было четыре; осталась одна). То же «ЭКСМО» выпустило десяток «страшилок» английского писателя Джонса. Это развлекательные книги. Но... буквально в каждой строке — любовь к Англии, её истории, её славе, рассказ об обрядах и обычаях прошлого, о предках современных англичан... Прочитаешь: и в памяти остаётся именно это, а не «жуткий» антураж. Потому что это — именно антураж, обрамление для повествования о великом прошлом родины. У нас так написать нельзя? И вообще — на мой взгляд, лучшая художественная книга последних десяти лет, посвящённая военно-патриотическому, православно-христианскому и героико-историческому воспитанию — книга греческого писателя Никаса Зерваса «Дети против волшебников». Парадокс. Но, в конце концов, самую добрую русскую сказку «Винни-Пух и все-все-все» написал англичанин. А прославленный гимн «Гибель «Варяга» сочинён немецким офицером, потрясённым виденной с берега сценой героической схватки крейсера с вражеской эскадрой. Да и Барклай де Толли был шотландцем. А уж кем Багратион... какое у него было лицо — кавказской национальности — я вообще молчу. Какая мне разница, что за национальность у человека, если он болеет душой за Россию и объективно приносит ей пользу? Я никогда не поверю, что в России нет НА САМОМ ДЕЛЕ ТАЛАНТЛИВЫХ людей, способных написать такие книги!!! И более того: я уверен, что такие книги уже есть. Но... они лежат «в столах». Опять-таки, «нет спроса»? Бросьте. Дело не в отсутствии спроса. Дело в том, что его не должно быть. Неприязнь власти к таким книгам и фильмам мне понятна. «Ларчик просто открывался» — человек, выросший на них, для власти принципиально неудобен. Он не вписывается в рамки «демократического общества» уже в юном, а то и в подростковом возрасте, так как держит в голове совсем иные ценности, нежели те, которые вдалбливаются ему сверху. Вот и вся разгадка! [/more] И дело не в «совковом воспитании», над которым так упоённо издевались и издеваются «возлепедагоги» и «рядомпсихологи». Власти не нужны вообще никакие «идейные». Хоть гитлеровцы. Хоть комсомольцы. Хоть язычники. Хоть православные. НИ-КА-КИ-Е. Власть не знает, что с такими делать и боится их... Источник: http://zhurnal.lib.ru/w/wereshagin_o_n/neulovim.shtml

Ответов - 1

Илья:



полная версия страницы