Форум » История » Средневековая инквизиция » Ответить

Средневековая инквизиция

Татьяна: Судебные процессы над животными, регулярно проходившие в средние века, могут показаться бредом и безумием (чем они, собственно и являлись), но объяснить причины этого сумасшествия можно, если посмотреть на суды через призму понимания их галлюциногенного характера. В обществе, отравленном спорыньей и живущем наяву в мире Босха, населенном монстрами, суккубами и инкубами, коровы и петухи вполне могут служить дьяволу, ведьмы превращаться в кошек, а гусеницы и майские жуки тучами собираться на Церковные Суды и выполнять Божественные предписания на выселение. Светские процессы против отдельных животных, обвиняемых в уголовном порядке за убийство и членовредительство, регулярно проходили в Европе. Впрочем, слово "светские" здесь вряд ли уместно, ибо на процессах господствовал ветхозаветный принцип: око за око, зуб за зуб. "Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя" (Быт. 9-5). В Лозанне такие суды проходили с завидной регулярностью. Кроме майских жуков там судили, например, гусениц. Когда последние опустошили этот округ в Швейцарии, их по приказу епископа трижды "вызывали на суд" колокольным звоном. При этом миряне опустились на колени и, трижды произнеся слова молитв "Отче наш" и "Богородица Дева, радуйся", обратились к божественной помощи. И хотя гусеницы на суд не явились, их интересы защищал специально назначенный адвокат. "Дело", разумеется, выиграла община. Согласно приговору гусеницы, ставшие прибежищем дьявола, были торжественно прокляты во имя Отца, Сына и Святого Духа, и им было приказано удалиться со всех полей и исчезнуть. Не тут-то было. Ответчики, согласно свидетельству хроник, "нашли, что им удобнее продолжать жить на почве Лозанны, и оставили проклятия без внимания". http://absentis.front.ru/abs/lsd_11_zveri.htm И если инквизиция однозначно предпочитала костер, то светские суды способы казни выбирали разнообразные - в соответствии с тяжестью содеянного. Так, собаку, укусившую чиновника, австрийский суд приговорил к "одному году и одному дню тюрьмы", ослу, забредшему на чужое поле, отрубили ухо, а двух свиней-убийц заживо закопали в землю. В большинстве же случаев ограничивались публичным повешением. Бывало, что зверей даже обряжали в одежды, чтобы все выглядело «как у людей». В течение всего процесса проштрафившиеся четвероногие пребывали в одиночном заключении. Соблюдались все положенные церемонии - до мельчайших мелочей. В архивах французского города Мелен сохранился отчет по расходам на казнь свиньи: "Кормление свиньи в тюрьме: 6 парижских грошей. Далее - палачу... для приведения приговора в исполнение: 54 парижских гроша. Далее - плата за телегу, на которой свинья была доставлена к эшафоту: 6 парижских грошей. Далее - плата за веревку, на которой была повешена свинья: 2 парижских гроша и 8 денариев. Далее - за перчатки: 2 парижских денария". По сравнению с европейскими судами, аналогичный приговор российского правосудия времен Павла I, приговорившего бодливого барана к ссылке в Сибирь, выглядит достаточно мягким. Но уголовные суды - лишь малая доля процессов. Не оставалась в стороне Церковь, проводя над животными суды массовые. На этих судах обвиняемыми выступали мухи, гусеницы, саранча, кошки, рыбы, пиявки и даже майские жуки. Над последними садовыми вредителями, именуемыми еще майскими хрущами, в 1479 году в Лозанне (Швейцария) состоялся громкий процесс, длившийся два года. Решением суда шестиногим преступникам предписывалось незамедлительно покинуть страну. Множество подобных судебных дел описываются в классическом труде Дж. Фрэзера "Фольклор в Ветхом Завете".

Ответов - 1

Тая: Со средневекового периода по 1800-ые годы Католическая церковь использовала, хотя в различной форме и в различные периоды, самые разнообразные методы, включая пытки и смертную казнь, для победы над так называемыми конкурентными религиями. Церковь разработала специальный метод, описанный в различных печатных изданиях, помогающий инквизитору раскрыть еретика по внешнему виду, лучше использовать информацию доносчиков, производить пытки надлежащим образом. Но если мы раскроем книгу - Справочник инквизитора, написанную в 1375 году Nicolau Eymerich, то найдём в ней много сюрпризов. Инквизиционный Суд описан как менее суровый, по сравнению с Городским Трибуналом того времени, поскольку Инквизиция использовала пытки только в крайних случаях и только после конкретной документации. Поэтому многие жители предпочитали представать перед Инквизиционным Судом. Инквизитор назначался самим Папой и выбирался из франческанских или доминиканских монахов. Он являлся Верховным судьёй для раскрытия очагов ереси. Обычно это был мужчина сорокалетнего возраста, теолог и эксперт религиозного и государственного юридического права. Он приходил по вызову епископа (один из высших религиозных санов) в сопровождении нотариуса, врача, теолога и вооружённой охраны. Обычно инквизитор селился у епископа, где имелась тюрьма. Вся инквизиционная свита оплачивалась церковным приходом, но иногда случалось, что там забывали об оплате, тогда инквизитор сам должен был позаботиться об этом. Часто на инквизиторов нападала стража богатых господ, которых не устраивало присутствие церковных судей. В первый день приезда инквизитор прикреплял на воротах церкви письменное объявление, чтобы оповестить население о своём появлении, а затем во время первого молебна читал проповедь прихожанам. Это являлось предупреждением для еретиков. И если этот самый еретик приходил к инквизитору с покаянием в течение месяца, то получал прощение. Кто не считал себя еретиком, тот должен был донести на всех своих знакомых, которых подозревал. Целый месяц инквизитор занимался чтением доносов, которые сыпались как дождь. Они не были анонимными, но обвиняемый не знал имени доносчика. Каждый донос был зарегистрирован нотариусом и проэкзаменован с целью исключения безосновательных и клеветнических писем. Половина обычно отбрасывалась и уничтожалась. Доносчики, пойманные на обмане, жёстко наказывались, включая пытки. Инквизитор имел право арестовать и допросить обвиняемого, но для тюремного заключения и проведения пыток было необходимо разрешение епископа. По истечении месяца, инквизитор составлял судебное дело, при наличии как минимум двух свидетелей, и очень редко прибегал к аресту. Но если после первого допроса, подсудимый считался опасным, он сразу же заключался в городскую или церковную тюрьму. По инквизиционным законам с ними обращались очень мягко. Еда и вино для них подавались отменными. Не удивительно, что Галилео Галилей, всемирно известный заключённый Инквизиционного Суда, в 1632 году был поселён в прекрасной трёхкомнатной квартире и имел прислугу. Судебный совет состоял из инквизитора, который сидел на очень высоком троне, нотариуса, двух экспертов по теологии, один из который не входил в религиозный орден. Он являлся также защитным адвокатом обвиняемого. Сначала разговор шёл о жизни вообще, о семье, о работе. Использовался тонкий психологический подход. Пытки начали применять с начала XIV века. Их использовали в тех случаях, когда обвиняемый противоречил сам себе. Пытки производились таким образом, чтобы не причинить постоянный ущерб организму. Они применялись в присутствии врача, проверяющего, если заключённый был в состоянии их вынести. Запрещалось пытать пожилых людей, детей, беременных женщин и больных. Поэтому многие прикидывались больными. Необходимо отметить, что все виды пыток могли продолжаться не более 10 минут, если подсудимый не признавал свою вину, то он считался полностью невинным и отпускался на свободу. В случае самообвинения, еретик должен был публично каяться в церкви и выплачивать штраф в виде денежного церковного пожертвования. В противном случае, к его одежде пришивали красный крест, который он был обязан носить. В экстренных случаях самообвинения, покаявшийся совершал паломнический поход до Святой Земли Йерусалима. В случае судебного приговора, обвиняемый мог быть приговорён к пожизненному заключению, которое редко доводил до конца, поскольку обычно освобождался досрочно по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам или за хорошее поведение. Сжигание на костре предназначалось для еретиков, которые не желали каяться или были осуждены неоднократно. В этом случае Инквизиция передавала осуждённого Городскому Суду, который приводил приговор в исполнение. Смертная казнь, в пропорции от всех приговоров, составляла 2 %.



полная версия страницы